Почему трехосные БелАЗы так и не прижились в СССР?

Мощные карьерные самосвалы БелАЗ всегда были габаритными и могли удивить любого. Эти грузовики на заре своего появления изначально были миниатюрными, чем сейчас, но разработчики всегда гнались за увеличением грузоподъёмности. Так случилось с грузовиком БелАЗ-548, который выпускался наравне с БелАЗ-540.

Но у 548-го быстро иссякла работоспособность по грузоподъёмности, для заказчиков 40 тонн уже было мало, ведь такой же грузоподъёмностью обладал и МАЗ-530, которые вышли ограниченной серией.

БелАЗ-548
БелАЗ-548
БелАЗ-548
БелАЗ-548

В 1960-е годы появился автопоезд-тяжеловоз БелАЗ-548В-5272, который был построен на базе грузовика БелАЗ-548. Этот грузовик представлял собой БелАЗ-548, но без своего родного кузова, с дополнительным самосвальным прицепом. Машина и вправду получилась более грузоподъёмной, общий вес мог достигать до 65 тонн.

Новая компоновка грузовика имела высокую производительность, но не могла гарантировать безопасность по мнению самих же производителей, отсюда и невысокий спрос на них и малое количество экземпляров, тем не менее это серийный самосвал.

БелАЗ-548В-5272
БелАЗ-548В-5272

Так на заводе решили, что на этом они останавливаться не будут и создали грузовик БелАЗ-549 с грузоподъёмностью в 75 тонн, что было по тем временам рекордом. На нем была реализована та же схема с полуприцепом, что и у предшественника 548В, где почти в 2 раза увеличили грузоподъёмность. Новому грузовику дали название БелАЗ-549В-5272, с сохранением индекса прицепа, а вот название самосвала было изменено.

Производство этого грузовика было не таким большим. А всё из-за того, что в карьерах самосвалы нуждаются в устойчивости при движении и повышенной манёвренности, именно поэтому инженеры всегда брали во внимание радиусах поворота. Грузовики с полуприцепом вели себя в карьере несколько иначе, и по надёжности отличались от обычных двухосных самосвалов. Таким образом классика пользовалась большим спросом, а БелАЗ больше не возвращался к идее разрабатывать самосвалы с прицепами.