FPV использует частоту 5,8 ГГц для передачи видео, а также 2,4 ГГц и 900 МГц для передачи радиосигнала. Частота 5,8 ГГц была использована для FPV потому, что эта частота была свободно доступна для населения. Другие устройства, использующие частоту 5,8 ГГц, включают маршрутизаторы Wi-Fi, Bluetooth, беспроводные телефоны, радионяни и автоматические открыватели гаражных ворот.
Предположим, что есть шоссе, и по нему проносятся автомобили. Количество автомобилей, проезжающих через точку, известно как частота автомобилей на этом шоссе. Аналогично, радиочастота – это количество радиоволн, проходящих через точку за секунду. Типичная радиочастота варьируется от нескольких килогерц, используемых для AM-радиовещания, до нескольких сотен гигагерц; герц – это единица, с помощью которой измеряется частота.
Распространенные частоты, используемые в FPV
- 900 МГц
- 1,2 ГГц / 1,3 ГГц
- 2,4 ГГц
- 3,3 ГГц
- 5,8 ГГц
Совет дня – Если вы постоянно теряете видеосигнал, возможно, один из беспроводных гаджетов в вашем доме создает помехи. Выключите свой Wi-Fi маршрутизатор.
ЧАСТОТНАЯ ДИАГРАММА FPV

Каналы равномерно распределены в определенной полосе, и разделение каналов варьируется от 19 МГц до 40 МГц. Полосы L (низкие) и H (высокие) и некоторые другие существующие полосы, такие как “U” с начальной частотой 5325 МГц и “O” с начальной частотой 5474 МГц, не входят в законные полосы распределения частот и не могут быть использованы, по крайней мере, юридически. Наиболее часто используемые диапазоны – A, B, C, D, E и F.
FPV антенны настроены на эффективную работу на частоте 5,8 ГГц и не настроены на работу на более низких частотах. Наличие 40 или 48 каналов на VTx является нормой сегодня, придерживайтесь этого. Race band является предпочтительной частотой при полете нескольких флаеров по двум причинам – большее разделение каналов на 37 МГц (диапазон D находится на дальней стороне спектра 5,8 ГГц) и каналы самого диапазона C или Race band. Поскольку большинство имеющихся в продаже видеопередатчиков настроены на работу на частоте 5,8 ГГц и на несколько сотен МГц плюс-минус, диапазон Race будет разумным выбором.
УПРАВЛЕНИЕ ВИДЕОЧАСТОТАМИ
ИНТЕРМОДУЛЯЦИОННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
Проще говоря, интермодуляционные искажения (IMD) – это явление, когда две радиочастоты объединяются и образуют третью нежелательную частоту. IMD – это нежелательные выбросы нежелательной частоты, которые называются боковыми полосами, приводят к помехам в соседнем канале, что может снизить использование спектра.
Волны IMD могут быть рассчитаны с помощью простых формул – (2F1 -F2 ) и (2F2 -F1 ). Когда речь идет о радиоволнах, продукты интермодуляции третьего порядка являются значительными, поскольку они попадают в окрестности исходной частоты радиоволны. Рассмотрим на примере влияние интермодуляционных искажений. Допустим, канал Band B 3 (5771) и канал 4 (5790).
F1 = 5771 МГц ; F2 = 5790 МГц
Теперь рассчитаем искаженные волны,
Волна искажения 1 = (2×5771) – 5790 = 5752 МГц
Волна искажения 2 = (2×5790) – 5771 = 5809 МГц
Если мы посмотрим на таблицу, то 5752 МГц – это канал 2 на таблице частот, а 5809 – канал 4 на таблице частот. Что это означает? Если два человека летают на частотах 5771 МГц и 5790 МГц, частоты 5752 и 5809 становятся непригодными для использования. Если человек летит на частотах 5752 или 5809 МГц, он может быть выбит из эфира из-за помех, вызванных интермодуляционными волнами, образованными волнами 5771 и 5790 МГц.
Как избежать интермодуляционных искажений?
Теперь предположим другой набор частот, в диапазоне B рассмотрим канал 2 (5752) и канал 6 (5828)
Волна искажения 1 = (2×5752) – 5828 = 5676 МГц
Волна искажения 2 = (2×5828) – 5752 = 5904 МГц
Теперь частоты 5676 МГц и 5904 МГц попадают в “ничейную землю”. Полоса B или любая другая полоса не содержит ни 5676, ни 5904 МГц. Вот ваш ответ, вот как избежать IMD. Выберите 2 крайние частоты, где искаженные волны не совпадают и образуют частоту, которая может вызвать помехи для третьего пилота.
При участии трех пилотов выбирайте частоты на крайних концах диапазонов и третью частоту, которая не совпадает с волнами IMD первых двух частот. Для 4 пилотов выбор каналов 1, 2, 7 и 8 позволяет избежать путаницы. Ситуация усложняется, когда в соревнованиях участвуют более 4 пилотов, и IMD между одной и той же полосой становится неизбежным. В чемпионатах по гонкам на беспилотниках MultiGP используются предопределенные профили. К таким профилям относятся
IMD5c – это: R1 (5658), R2 (5695), F2 (5760), F4 (5800) и E5 (5885).
IMD6c – это: R1 (5658), R2 (5695), F2 (5760), F4 (5800), R7/F8 (5880) и R8 (5917).
Заметили, что частоты находятся в середине полосы и в крайних точках полосы? Это сделано для того, чтобы избежать IMD. IMD6c может вместить больше пилотов без резкого ухудшения качества видео соседних пилотов.
Рекомендуется использовать каналы с большим разделением каналов. Посмотрите на канал 1 Band A и канал 8 Band B, разделение составляет всего 1 МГц. Переключение между диапазонами и выбор правильного диапазона так же важны, как и выбор самой частоты.
К счастью, радиопередатчики не страдают от IMD, поскольку в радиопередатчиках используется так называемая “скачкообразная перестройка частоты”, когда передатчик постоянно переключается с одной частоты на другую для поддержания радиоконтакта с приемником. Надеемся, что когда-нибудь эту функцию будут использовать и видеопередатчики.
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ
Никогда не включайте свой квадрокоптер, когда кто-то еще летает, или, по крайней мере, знайте, на какой частоте он летает. Мы не хотим, чтобы вы стали причиной потери квадрокоптера за 600 долларов.
Самые большие проблемы при полетах в городских джунглях, называемых городами – Wi-Fi, Wi-Fi также использует частоту 5,8 ГГц. Если ваш видеосигнал зернистый или вы постоянно теряете сигнал, попробуйте переключить каналы.
Знание того, как переключать каналы VTx, может избавить вас от многих разочарований в полевых условиях. Нередко бывает, что два человека настроены на одну и ту же частоту, и знание того, как изменить частоту через Betaflight, будет большим преимуществом.
Использование очень мощного видеопередатчика приведет к тому, что видео других пилотов будет просто затухать, независимо от частоты. 200 мВт более чем достаточно для большинства пилотов, более высокой мощности следует избегать, когда летает больше пилотов.
Можно использовать несколько антенн RHCP и LHCP. Хотя RHCP более распространена, когда кто-то начинает заниматься FPV, можно использовать LHCP.
Модернизация передатчика и приемника FPV от бюджетного до более дорогого хорошо настроенного передатчика и приемника позволит улучшить распространение сигнала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При небольшом расчете и тщательном планировании несколько пилотов квадрокоптеров могут летать вместе. Обеспечение достаточного частотного разделения между диапазонами и достаточного разделения между самими диапазонами может помочь предотвратить образование волн интермодуляционного искажения. Человеку, летающему в одиночку, не нужно беспокоиться о IMD, но некоторым из нас повезло иметь FPV-друзей, и для них эта статья будет очень полезной. Чтобы избежать потерь, лучше всего следовать вышеупомянутым правилам безопасности. Мы надеемся, что эта статья помогла вам получить представление о том, какие факторы играют роль при выборе частоты и как избежать помех.